…он оказался некачественным, не подошел вам по размеру, не вписался в габариты комнаты, да и просто разонравился…
Расстраиваться, тем более отчаиваться не стоит. Сохранив чеки, не нанеся вреда купленной вещи, своевременно обратившись в торговую точку, где его приобрели, ошибку можно исправить.
Закон РК «О защите прав потребителей» предоставляет для этого широкие возможности, определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами, работами, услугами.
Потребители имеют право не только на приобретение безопасных товаров, получение информации о них, свободный выбор товара, надлежащее качество, но и обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества, возмещение в полном объеме убытков, морального вреда…
Если убеждены, что ваши потребительские права нарушены, возможны два варианта их защиты. Прежде всего, нужно прибегнуть к досудебному способу – просто обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю).
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей установлен законодательно с целью призвать стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца, равно как и изготовителя, -добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, что позволит быстро восстановить нарушенное право.
Потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещения потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.
Претензия подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителей. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии, передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.
Если в течение десяти календарных дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей установлен законодателем с целью призвать стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца, изготовителя – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Предъявлении претензии по делам о защите своих прав необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.
В установленных законом случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо в обязательном порядке пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем.
Это позволяет без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы…) установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя.
Основополагающими принципами медиации являются: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры.
Второй способ - судебный (исковой), когда потребитель обращается с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу.
Бахыт Султанов
Председатель
Палаты юридических консультантов
Акмолинской области