В рамках исполнения поручения Республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» о проведении право разъяснительной работы в СМИ и интернет ресурсах касаемо выборов Президента Республики Казахстан, в данной публикации хочу довести до Вашего сведения о новых поправках в Конституцию Республики Казахстан и Конституционный Закон РК «О выборах», в части выборов Президента РК, а так же осветить основной порядок проведения выборов.
Являясь корпоративным членом Акмолинского областного филиала Республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов», а также участником консультативной группы Штаба юристов «За честные выборы», сразу хочу сообщить, что данная публикация не является агитацией и не призывает к отдаче предпочтения кому-либо, а носит чисто информационный и консультативно-разъяснительный характер.
Как вам известно 5 июня 2022 года в Казахстане прошел Республиканский референдум на котором был вынесен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
По словам президента Казахстана, цель поправок — это переход к «новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. За счёт изменения Конституции, по словам действующего Президента РК, планируется перейти «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчётным правительством». Из Конституции в частности были исключены все упоминания о статусе первого президента Казахстана.
1 сентября 2022 года в своем Послании народу Казахстана действующий Президент РК объявил о необходимости проведения внеочередных президентских выборов, которые назначены на 20 ноября 2022 года.
17 сентября 2022 года Главой государства подписан Закон «о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Которыми были внесены поправки в части сроков и кратности президентства. Так в соответствие с данными поправками Президент РК избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. Следовательно, кандидат, победивший по итогам всенародного голосования 20 ноября 2022 года, будет избран следующим Президентом Казахстана сроком на 7 лет.
Важно обратить внимание на следующие аргументы в пользу семилетнего срока и принятии данного новшества перед текущими выборами:
- Семилетний однократный срок без права повторного переизбрания направлен на сокращения общего президентского срока (ранее Президент избирался на 5 лет и по окончании срока мог быть переизбран заново);
- Однократность семилетнего президентского срока без права повторного переизбрания – это абсолютная новация на бывшем постсоветском пространстве;
- Однократность семилетнего президентского срока без права повторного переизбрания вводится, чтобы не допустить монополизацию власти;
- Регулярная смена высшего должностного лица в процессе выборов позволит предотвращать чрезмерную концентрацию и монополизацию власти в руках Главы государства. Ограничение срока полномочий укрепляет доверие, необходимое для нормального функционирования политической системы, поскольку оно укореняет логику политического перехода как предсказуемого события в государственных делах;
- Семилетний однократный срок может решить одну из главных проблем Казахстана, обеспечив регулярную сменяемость власти;
- Президент Казахстана может быть избран один раз на семилетний срок без права переизбрания;
- Семилетний президентский срок без права переизбрания позволит избранному кандидату целиком и полностью сконцентрироваться на осуществлении своего курса;
- При однократном семилетнем сроке без права переизбрания повышается ответственность и эффективность за реализацию заявленных реформ;
- Однократный семилетний президентский срок без права переизбрания закрепляет окончательный отход от суперпрезидентской формы правления;
- Введение однократности президентского срока, таким образом, замыкает процесс институционализации президентской республики с оптимальным балансом властных полномочий;
- Введение однократного семилетнего срока без переизбрания является продолжением конституционной реформы, направленной на демонополизацию президентской власти. Ранее были введены нормы, согласно которым Глава государства не может быть руководителем политической партии, введен запрет его родственником занимать должности в государственных структурах и государственных компаниях, часть президентских полномочий перераспределена в пользу других институтов власти;
Согласно международному опыту однократный президентский срок действует в Израиле (7 лет), в Армении (7 лет), в Мексике (6 лет), в Южной Корее (5 лет). Во Франции обсуждается возможность введения однократного семилетнего президентского срока. При этом опыт США свидетельствует о том, что для реализации реформ и политики в целом двукратного четырехлетнего срока недостаточно, а первый срок президента фактически используется для переизбрания на второй срок.
Какими должны быть честные выборы?
Честные выборы носят свободный справедливый и открытый характер.
- Свободные выборы означают, что все лица, имеющие право голоса, имеют беспрепятственный доступ к регистрации и голосованию.
Каждый может голосовать за кандидата по своему выбору и в условиях отсутствия запугивания, злоупотребления и манипулирования со стороны заинтересованных лиц, покупки голосов. Только вы сами можете решить, голосовать или нет и за кого голосовать.
Вы должны быть уверены в том, что за кого вы голосуете, останется вашей тайной. Право тайного голосования не может быть ничем ограничено, в том числе для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями.
- Справедливые выборы означают, что каждому кандидату дается равный шанс убедить избирателей голосовать за него, создаются все условия для добросовестной конкуренции на выборах, включая доступ в СМИ. Итоги выборов отражают фактическое количество голосов, отданных за каждого кандидата.
- Открытые выборы – выборы, доступные для контроля со стороны всех заинтересованных лиц над их соответствием установленным процедурам. Каждый имеет право на доступ к достоверной информации о кандидатах, их политических платформах. Запрещается использование "грязных" технологий, а также дезинформации.
Помещение для голосования.
Голосование на выборах Президента проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены урны для голосования таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины для тайного голосования. При этом должна быть обеспечена возможность наблюдателям, доверенным лицам, представителям СМИ и членам избирательной комиссии наблюдать за избирательными урнами, за входом и выходом из кабин для тайного голосования.
При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа избирателей, являющимися гражданами с ограниченными возможностями, и голосования в нем. Находящиеся в помещении для голосования лица обязаны строго соблюдать правила, установленные избирательной комиссией.
День выборов и время голосования:
22 ноября 2022 года.
07.00 часов (по местному времени) – начало голосования;
20.00 часов (по местному времени) – окончание голосования.
Запрещается проводить:
- опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования;
- любую предвыборную агитацию в день выборов и предшествующий ему день!
Получение избирательного бюллетеня и голосование.
Каждый избиратель ГОЛОСУЕТ ЛИЧНО!
Не допускается передача права голоса, как и голосование за других лиц.
Избирательный бюллетень выдается на основании списка избирателей по предъявлению документа, удостоверяющего личность избирателя:
- Паспорт гражданина Республики Казахстан;
- Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
- Военный билет для граждан, проходящих воинскую службу;
- удостоверение личности моряка Республики Казахстан.
Избиратель расписывается в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня.
Организация голосования вне помещения
для голосования.
Избиратели обращаются с письменной просьбой в участковую избирательную комиссии не позднее 12.00 часов по местному времени в день голосования, если не могут прибыть на избирательный участок:
- по состоянию здоровья;
- по причине ухода за больным членом семьи;
- по причине нахождения в отдаленных и труднодоступных районах, где не образованы участки для голосования.
Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
Открепительное удостоверение.
Открепительное удостоверение выдается избирателю при перемене избирателем места своего пребывания в период, между представлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем выборов на основании заявления на получение открепительного удостоверения.
Таким образом у граждан есть возможность отдать свой голос даже находясь за пределами своего места жительства.
Подводя итоги всего вышесказанного, и понимая то, что на сегодняшний день у значительной части населения сложилось скептическое недоверие к государственной власти, в том числе и к проведению честных выборов, хочется еще раз отметить, что каждый гражданин Казахстана должен использовать предоставленное ему право участвовать в судьбе своей страны, так как развивающееся в обществе равнодушие и бездействие не приведет ни к каким положительным изменениям, а лишь еще больше создаст негативных предпосылок в политической жизни нашего государства.
В завершении настоящей публикации хочу пожелать всем вам крепкого здоровья, мирного неба и светлого будущего в нашей стране!
Николай Иванюк
юридический консультант,
член РОО «Казахстанский союз юристов»