Создано: 04 октября 2019
808

Положение о Дисциплинарной комиссии

«УТВЕРЖДЕНО»
Решением общего собрания членов
Палаты юридических консультантов
Акмолинской области
Протокол общего собрания № 2
от 31 мая 2019 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О Дисциплинарной комиссии юридических консультантов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение о дисциплинарной комиссии юридических консультантов (далее – Положение) разработано на основании Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 5 июля 2018 года с учетом требований Кодекса профессиональной этики, целях формирования единообразной дисциплинарной практики.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок образования и деятельности дисциплинарной комиссии юридических консультантов, процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности, порядок и сроки рассмотрения дисциплинарных дел.
3. Настоящее Положение, изменения и дополнения к нему, утверждаются решением общего собрания членов Палаты юридических консультантов.

 

Глава 2. Дисциплинарная комиссия юридических консультантов

4. Дисциплинарная комиссия юридических консультантов (далее по тексту – Дисциплинарная комиссия) является независимым органом палаты юридических консультантов, избирается общим собранием членов палат юридических консультантов.
5. В своей деятельности Дисциплинарная комиссия руководствуется действующим законодательством Республики Казахстан, настоящим Положением, Уставом Палаты, решениями общего собрания Палаты юридических консультантов.
6. В состав Дисциплинарной комиссии включаются юридические консультанты со стажем юридической практики не менее десяти лет по представлению Палаты/ОЮЛ «Ассоциации палат юридических консультантов», представители Коллегии адвокатов, представители общественности, предложенные органами юстиции, судьи в отставке, представляемые исполнительным органом управления Палаты.
7. Председателем Дисциплинарной комиссии является юридический консультант.
8. Срок полномочий Дисциплинарной комиссии составляет пять лет.
9. Одно и то же лицо не может состоять в Дисциплинарной комиссии более одного срока.
10. Привлечение к дисциплинарной ответственности юридического консультанта осуществляется Дисциплинарной комиссией в соответствии с настоящим Положением.
11. Решения Дисциплинарной комиссии носят обязательный характер.
12. Председатель и члены Комиссии избираются общим собранием, открытым голосованием большинством голосов юридических консультантов, участвующих на общем собрании.
13. Председателем и членом дисциплинарной комиссии не может быть лицо:
- не являющееся членом Палаты,
-исключенное из реестра палаты юридических консультантов по отрицательным мотивам, если с даты исключения прошло менее чем три года.
14. Органы управления Палаты, до проведения общего собрания, на котором должна быть избрана Дисциплинарная комиссия в новом составе, запрашивает у органа юстиции, коллегии адвокатов, союза судей кандидатуры для их избрания общим собранием в состав Дисциплинарной комиссии.
15. Органы управления Палаты, до проведения общего собрания на котором избрана Дисциплинарная комиссия в новом составе рассматривает кандидатуры представленных кандидатов.
16. После избрания председателя, членов Дисциплинарной комиссии оглашения результатов выборов, общее собрание утверждает состав Дисциплинарной комиссии.
17. Полномочия председателя и избираемых членов Комиссии могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания Палаты.

 

Глава 3. Организация деятельности комиссии

18. Дисциплинарная комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, которые созываются по мере необходимости для рассмотрения дисциплинарных дел и считаются правомочными, если на нем присутствует более половины её членов.
19. Перед началом заседания Дисциплинарной комиссии председатель определяет наличие кворума, необходимого для принятия решения.
20. На первом заседании после избрания Дисциплинарной комиссии в полном составе, её членами из своего состава избирается заместитель председателя и секретарь Дисциплинарной комиссии.
21. Дисциплинарная комиссия в своей деятельности руководствуется принципами законности, независимости, коллегиальности, объективности.
22. Председатель Дисциплинарной комиссии:
-организует и обеспечивает текущую работу Дисциплинарной комиссии;
-назначает и проводит заседания Дисциплинарной комиссии;
-подписывает решения, протокол заседания и отчеты Дисциплинарной комиссии;
-организует делопроизводство, обеспечивает надлежащее хранение и сохранность дисциплинарных дел и прочей документации Дисциплинарной комиссии;
-подготавливает обзоры дисциплинарной практики;
-представляет Дисциплинарную комиссию в Палатах.
23. Председатель Дисциплинарной комиссии составляет и представляет общему собранию отчет об итогах деятельности Дисциплинарной комиссии, подписанный всеми её членами.
24. Председатель Дисциплинарной комиссии представляет отчет о работе Комиссии, в органы управления Палаты не позднее, чем за 15 рабочих дней до проведения общего собрания.
25. В случае отсутствия председателя Дисциплинарной комиссии, его полномочия возлагаются на заместителя, избранного на первом заседании Комиссии в новом составе.
26. Председатель и члены Дисциплинарной комиссия обязаны:
-осуществлять свои полномочия честно, разумно и добросовестно, проявлять объективность и беспристрастность;
-принимать личное участие на заседаниях Комиссии при рассмотрении возбужденных дисциплинарных дел;
-подписывать протокол заседания Комиссии и отчет Комиссии об итогах деятельности;
-принимать необходимые меры для сохранения конфиденциальности информации, в том числе и ее защиты от несанкционированного доступа;
-не разглашать третьим лицам сведения, составляющие конфиденциальность, а так же материалы дисциплинарного дела, данных о личности участников дисциплинарного производства и другие сведения, которые стали им известны в связи с участием в Дисциплинарной комиссии, о чем члены Комиссии дают письменное обязательство;
-разглашение сведений, ставших известными членам Комиссии в связи с участием в составе Дисциплинарной комиссии, допускается только в случае обжалования решений Дисциплинарной комиссии, действий (бездействия) членов Комиссии при исполнении ими обязанностей члена Комиссии и только в объеме необходимом для защиты своих прав;
-соблюдать требования действующего законодательства, настоящего Положения, Устава Палаты, решений общего собрания, съезда ОЮЛ «Ассоциации палат юридических консультантов»;
-отчитываться перед общим собранием об итогах своей деятельности.
27. Председатель и члены Дисциплинарной комиссии несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей, а так же использование предоставленных им прав.
28. Решения Дисциплинарной комиссии принимаются большинством голосов членов Комиссии и вступают в силу со дня их принятия.
29. Член Дисциплинарной комиссии, не согласный с принятым решением, вправе письменно выразить особое мнение, о чем в протоколе заседания Комиссии делается отметка. Текст особого мнения прилагается к протоколу заседания Комиссии.
30. Заседания Дисциплинарной комиссии принятые на них решения оформляются протоколом, в котором указывается:
-порядковый номер, место и дата проведения заседания;
-лица, присутствующие на заседании Комиссии;
-краткое содержание и существенные обстоятельства каждого дисциплинарного дела, которое рассматривалось на заседании Комиссии;
-пояснения лиц, участвующих на заседании;
-итоги голосования и принятые решения.
31. Заседания по решению Дисциплинарной комиссии могут фиксироваться аудио-видео записями, которые приобщаются к протоколу заседания Дисциплинарной комиссии.
32. Протоколы заседаний подписываются Председателем и членами Дисциплинарной комиссии, участвующими на заседании, подшиваются в книгу протоколов, которая хранится в делах Дисциплинарной комиссии.

 

Глава 4. Дисциплинарное производство.
Общие начала дисциплинарного производства

33. Дисциплинарное дело рассматривается Дисциплинарной комиссией в срок не более одного месяца со дня выявления нарушения.
34. При рассмотрении дисциплинарного дела Дисциплинарная комиссия обязана пригласить на свои заседания лиц, направивших жалобы, а так же членов Палаты, в отношении которых рассматривается жалоба.
35. В случае внесения органами юстиции представления о возбуждении дисциплинарного производства его обязательное рассмотрение осуществляется с участием представителя органа юстиции.
36.Не явка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени месте рассмотрения, не препятствует рассмотрению дисциплинарного производства.
37. Дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, всестороннее, полное, объективное и справедливое рассмотрение жалоб, обращений, представлений в отношении юридического консультанта Палаты, их разрешение в соответствии с законодательством «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и настоящим Положением, а так же исполнение принятого решения.
38. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания юридический консультант Палаты не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
39. Юридический консультант, действовавший в соответствии с разъяснениями органов управления Палаты относительно применения положений Устава Палаты, Кодекса профессиональной этики не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
40. При осуществлении дисциплинарного производства Дисциплинарная комиссия обязана принять меры для охраны сведений, составляющих персональные данные, обратившихся лиц, коммерческую, конфиденциальность, охраняемую действующим законодательством, а так же принять меры для достижения примирения между юридическим консультантом Палаты и обратившимся лицом.

 

Меры дисциплинарной ответственности

41. Применение мер дисциплинарной ответственности является предметом исключительной компетенции Дисциплинарной комиссии и осуществляется только в рамках возбужденного дисциплинарного дела.
42. При определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, форма вины, иные обстоятельства, признанные Дисциплинарной комиссией существенными и должны быть приняты во внимание при вынесении решения.
43. Действие либо бездействие юридического консультанта Палаты, формально содержащее признаки нарушения, однако в силу малозначительности не умаляющее авторитет юридического консультанта, не причинившее существенного вреда клиенту или Палате, не влечет применение мер дисциплинарной ответственности.
44. Дисциплинарная комиссия вправе применить к юридическому консультанту следующие меры дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) исключение из членов Палаты юридических консультантов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»;
45. За совершение юридическим консультантом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
46. Дисциплинарное взыскание может быть наложено в срок не более одного месяца со дня его выявления, но не более шести месяцев со дня его совершения.
47. Днем выявления дисциплинарного проступка является дата возбуждения дисциплинарного дела.
48. При наличии возбужденного дисциплинарного дела в отношении юридического консультанта, его заявление об исключении из Палаты юридических консультантов по собственному желанию может быть рассмотрено только после окончания дисциплинарного разбирательства.

 

Поводы, основания и порядок возбуждения дисциплинарного дела

49. Поводами для возбуждения дисциплинарного дела являются:
1)судебный акт, вступивший в законную силу, по судебному разбирательству, представителем по которому выступает юридический консультант Палаты;
2) представление органа юстиции;
3) представление председателя Палаты.
50. Основанием для возбуждения дисциплинарного производства является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение юридическим консультантом Палаты требований Закона, законодательства Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», Кодекса профессиональной этики, Устава Палаты юридических консультантов, решений общего собрания Палаты, органов ОЮЛ «Ассоциации палат юридических консультантов Республики Казахстан».
51. Представления органа юстиции, председателя Палаты юридических консультантов признаются допустимыми поводами к возбуждению дисциплинарного дела, если они поданы в письменной форме и в них указаны:
1) наименование комиссии, в которую они направлены;
2) наименование, местонахождение органа юстиции, а так же должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, направившего представление либо обращение;
3) фамилия, имя, отчество юридического консультанта, в отношении которого ставится вопрос о возбуждении дисциплинарного дела;
4) действия (бездействие) юридического консультанта, в которых выразилось нарушение им профессиональных обязанностей;
5) обстоятельства, на которых лицо, обратившееся с представлением, основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
6) перечень прилагаемых к представлению документов;
7) дату подачи представления и подпись должностного лица, направившего представление.
52.Органы управления Палаты организует работу по проверке поступивших от физических и юридических лиц жалоб (представлений) на действия (бездействие) юридического консультанта, согласно внутренним документам Палаты.
53. При наличии оснований для внесения представления по результатам проверки поступивших от физических и юридических лиц жалоб (представлений) на действия (бездействие) юридического консультанта Палаты, Органы управления Палаты выносит решение о подготовке и направлении в Дисциплинарную комиссию председателем Палаты представления о возбуждении дисциплинарного дела.
54. Основаниями для внесения представления председателем Палаты юридических консультантов являются:
-жалобы, обращения, представления, постановления, основанные на действиях (бездействии) юридического консультанта, связанные с осуществлением им деятельности юридического консультанта;
-жалобы обращения лиц, в отношении которых юридический консультант осуществляет деятельность, а так же анонимные обращения на действия (бездействия) юридического консультанта Палаты.
55. Председатель Дисциплинарной комиссии, после поступления в неё судебного акта или представлений, не позднее двух рабочих дней со дня их получения, своим распоряжением принимает одно из следующих решений:
-возбудить дисциплинарное дело и поручить члену комиссии провести проверку обоснованности, поступившего судебного акта или представлений и подготовить письменное заключение;
-отказать в возбуждении дисциплинарного дела и возвратить документы обратившемуся лицу, указывая основания принятого решения.
56. При поступлении в отношении одного юридического консультанта нескольких обращений председатель Дисциплинарной комиссии вправе возбудить по ним объединенное дисциплинарное дело.
57. Председатель Дисциплинарной комиссии вправе объединить в одно несколько дисциплинарных дел, возбужденных в отношении одного юридического консультанта.
58. Допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного дела не могут являться:
-жалобы, обращения, представления, постановления лиц, органов и организаций, неуказанных в настоящем Положении;
-жалобы, обращения, представления, постановления, основанные на действиях (бездействии) юридического консультанта Палаты, не связанных с осуществлением им деятельности юридического консультанта.
59. Анонимные обращения на действия (бездействия) юридического консультанта не рассматриваются.
60. Каждый участник дисциплинарного производства вправе предложить в устной или письменной форме способ разрешения дисциплинарного дела.
61. Дисциплинарное дело не может быть возбуждено, а уже возбужденное подлежит прекращению в случае, если:
1) имеется решение Комиссии по дисциплинарному делу с теми же участниками, потому же предмету и основанию;
2) имеется решение Комиссии о прекращении дисциплинарного дела по одному из оснований, предусмотренных настоящим Положением;
3) истек ли срок и применения мер дисциплинарной ответственности.
62. После возбуждения дисциплинарного дела лица, органы и организации, по обращениям которых возбуждено дисциплинарное дело, юридический консультант, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, а так же их представители признаются участниками дисциплинарного производства.
63. Отмена судебного акта, представлений, примирение юридического консультанта с обратившимся лицом, возможны до принятия решения Дисциплинарной комиссией, должны быть направлены в комиссию в письменной форме и могут повлечь прекращение дисциплинарного дела на основании решения Дисциплинарной комиссии.
64. Повторное возбуждение дисциплинарного дела по одним и тем же предмету и основаниям, между одними и теми же участниками дисциплинарного производства, не допускается.
65. Сообщения, уведомления, извещения иные документы по дисциплинарному производству направляются по адресу местонахождения юридического консультанта, организации, адрес электронной почты, которые сообщены им в Палату.
66. Юридический консультант, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, вправе ознакомиться с содержанием судебного акта, представлений, жалобы, получить их копии.
67. Юридический консультант, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, обязан предоставить свои письменные пояснения, в которых указать на основании каких конкретно положений законодательства «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», Кодекса профессиональной этики, устава Палаты, иных правовых документов, с точки зрения соответствия которым подлежат оценке его действия (бездействия), ставшие основанием для возбуждения дисциплинарного дела.
68. Юридический консультант, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, обязан предоставлять сведения в объеме, который юридический консультант считает разумно необходимым для обоснования своей позиции защиты по возбужденному против него дисциплинарному делу.
69. Юридический консультант в праве письменно отказаться от предоставления сведений, ссылаясь на договор о не разглашении с клиентом.
70. В случае, предусмотренном пунктом 69 настоящего Положения, Дисциплинарная комиссия принимает решение по представленным участниками дисциплинарного производства доказательствам.
71. Каждый участник дисциплинарного производства должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих доводов и возражений, использовать средства защиты, утверждать, оспаривать факты, приводить доказательства и возражения против доказательств в установленные настоящим Положением сроки, которые соответствуют добросовестному ведению дисциплинарного разбирательства и направлены на содействие установлению фактических обстоятельств дела.
72. Юридический консультант, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, имеет право принимать меры по примирению с участниками дисциплинарного производства.

 

Глава 5. Заключительные положения

73. Дисциплинарная комиссия на интернет-ресурсе Палаты размещает краткий результат работы по дисциплинарному делу юридического консультанта, Председателем Палаты в реестре Палаты вносятся вид дисциплинарного взыскания и дата его наложения.
74. Дисциплинарная комиссия по согласованию с Правлением Палаты юридических консультантов по представлению Дисциплинарной комиссии вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого юридического консультанта, по ходатайству руководителя организации, в которой юридический консультант осуществляет свою деятельность или третьим лицом.
75. Материалы каждого дисциплинарного разбирательства хранятся Дисциплинарной комиссией в течение 3 лет со дня завершения дисциплинарного разбирательства.
76. По истечению указанного срока материалы дисциплинарного производства должны быть уничтожены по комиссионному акту с участием органов управления Палаты и членов Дисциплинарной комиссии, на основании решения Дисциплинарной комиссии.

 

Ақмола облысының
заң консультанттары Палатасы

Палата юридических консультантов
Акмолинской области