Создано: 09 ноября 2020
678

Доводы «За» изменения в профильный закон для юристов

Бахыт Султанов

Председатель палаты юридических консультантов

Акмолинской области

 С прошлого года юридическое сообщество обсуждает предлагаемые изменения и дополнения в Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Радует уже то, что к обсуждению активно включились практикующие юристы.

Как известно институт юридических консультантов впервые появился с принятием действующего Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». И как пишет мой коллега: «такой институт как Палаты юридических консультантов дело абсолютно новое и незнакомое». Тем не менее, уже практически два года юристы применяют данный закон в своей практической деятельности.

Прежде всего, закон дал гражданам возможность реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, обеспечения доступа к получению юридической помощи на бесплатной основе социально уязвимым слоям населения, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и комплексного совершенствования системы оказания юридической помощи.

Новейшая история страны дает нам уникальную возможность развивать рынок юридических услуг и юридическую профессию в рамках саморегулирования сферы оказания юридической помощи.

В лице Палат юридических консультантов в дополнение к адвокатуре появился институт, который показал свою способность существенно повысить уровень правовой защиты граждан, предлагающий им более широкий выбор профессиональных юридических услуг, создающий в обществе среду, как конкуренция.

За два года действия закона, профессиональное сообщество юристов стало работать системно, что отразилось на качестве оказания юридической помощи населению. Принятый закон показал свою полезность не только юристам, но и получателям их услуг. Логично и то, что представительство в суде начинает выходить из теневого рынка, так как закон требует заключения договора на оказание юридической помощи, то есть случаев с оказанием судебных услуг без должного оформления становится меньше, а со времен полагаю, исчезнет и вовсе.

Я соглашусь со своим коллегой в том, что объединение в Палаты позволило наладить деловое общение между юристами региона и страны в целом, в последнем случае это благодаря ОЮЛ «Ассоциация Палат юридических консультантов», учредителями которой являются 18 Палат юридических консультантов, численность которых составляет 30% от общего числа юридических консультантов по Казахстану. Создание Республиканской палаты юридических консультантов позволило бы наладить деловое общение с еще большим количеством юристов, способствовало бы выработке единой практике приема членов в палаты, их аттестации, проведению повышения квалификации.

Из практики деятельности нашей Палаты могу констатировать, что юридические консультанты почувствовали ответственность за свою работу при оказании юридической помощи. За истекшие два года в Палату поступило 7 жалоб граждан, из них 2 жалобы были обоснованными и рассмотрены дисциплинарной комиссией с наложением дисциплинарных взысканий. В Палату часто обращаются граждане с жалобами на действия (бездействия) юристов, которые не являются членами Палат юридических консультантов. Это мы выясняем через реестр палат юридических консультантов на сайте министерства юстиции РК.

К сожалению, действующее законодательство об адвокатской деятельности и юридической помощи позволило множественность палат юридических консультантов, что не соответствует начальной концепции нового правового института Казахстана и не соответствует концепции Закона о саморегулировании. Множественность палат юридических консультантов повлекло ряд проблем, идущих вразрез нашим целям по унификации единых правил и стандартов для нашей саморегулируемой сферы.

Текущее положение дел на юридическом рынке требует объединения для предоставления качественных юридических услуг, что не представляется возможным сделать в условиях множественности палат юридических консультантов. Полагаю, что есть законодательная возможность объединения палат, которые положительно зарекомендовали себя на рынке по предоставлению юридических услуг, что на сегодняшний день является единственным вариантом сокращения числа палат и стремлением работать по единым требованиям и стандартам.

Палатой в режиме онлайн проведено обсуждение предложение депутата Мусина К.С. об изменении части 1 статьи 78 действующего закона в части увеличения числа юридических консультантов не менее 300 членов. В ходе обсуждения, в поддержку данного предложения высказалось большинство членов Палаты, как и за другие изменения и дополнения, предлагаемые в профильный закон. В том числе и предложение о создании Республиканской Палаты юридических консультантов. На сегодняшний день аккредитовано 86 палат юридических консультантов с общей численностью 8972 человек. Повторюсь, что на 18 палат, входящих в состав Ассоциации приходится 30% юристов, остальные 70% или 6268 юристов на 68 палат, т.е. на каждую палату менее 100 юристов. Между тем, средняя численность палат, входящих в состав Ассоциации составляет не менее 150 человек, что является свидетельством того, что многие юристы желают быть членами палаты, где соблюдаются требования профильного закона.

Повышение качество аттестации, полагаю, легче будет решить при наличии единого требования к самой аттестации, что возможно сделать, в рамках Республиканской палаты юридических консультантов, которая централизовано будет работать над требованиями к аттестации, порядком ее прохождения и заключением единого договора с компанией для независимой аттестации. Следует также на наш взгляд поработать и над вопросами для аттестации, включив в тесты более сложные вопросы.

Наша палата в январе 2020 года заключила договор с ТОО «U-FUTURE», представляющая РЦЕ «U-STUDY», которая проводит ЕНТ, тестирование для госслужащих. Юристы Палаты в онлайн формате успешно проходят независимую аттестацию.

Еще одним доводом создания Республиканской палаты является то, что в период становления палат юридических консультантов, Ассоциацией оказана методическая и практическая помощь в разработке и согласовании внутренних нормативных правовых актов палат, единого типового бланка заявления, в котором отражены все обязательства, которые берет на себя юридический консультант и полный перечень требуемых документов. Такую помощь со стороны Ассоциации наши Палаты получают постоянно.

Законодатель утверждает, что одной из проблем юридических консультантов является то, что «выписки из реестра для подтверждения членства в палате Палатами выдаются разносортные, вследствие чего суды в замешательстве в действительности членства». Можно однозначно утверждать, что эта проблема существует, так как в п.9 ст.76 нашего закона сказано лишь о том, что по требованию клиента представлять выписку из реестра членов палаты юридических консультантов, членом которой он является. В законе не написано, какая должны быть форма выписки. И каждая палата может разработать и утвердить любую понравившуюся им форму выписки, внеся в нее данные по своему усмотрению. И суды, в самом деле, затрудняются определить, действительно ли юридический консультант является юридическим консультантом. И если суды нашей области знают утвержденную форму выписки нашей палаты и палат, входящих в Ассоциацию, и у них по ним не возникает вопросов, то по представителям других палат, участвующих в судах нашей области, возникают вопросы по выписке. Судьи часто обращаются в нашу палату за разъяснением и в таком случае рекомендуем обратиться к реестру юридических консультантов на сайте министерства юстиции РК. У палат, входящих в состав Ассоциации единая разработанная по форме и содержанию выписка из реестра юридических консультантов.

Много споров вызывает вопрос по Информационной системе «Е-Заң көмегі», которую неоднократно презентовали представители АО «НИТ». Идея, заложенная в ИС «Е-Заң көмегі» хорошая и полагаю, она имеет право на жизнь. Мы привыкли все новое принимать в штыки, а почему бы не поддержать, не попробовать общими усилиями сделать эту систему удобной и адаптированной не только для юристов, но и граждан.

Естественно, что не все и не сразу получается гладко и продуманно. Согласен с тем, что разработчик не сумел еще предоставить юристам возможность полноценного пользования данным продуктом. Но как сказал мой коллега: «Дорогу осилит идущий», то юридическому сообществу следует поддержать хорошее начинание, общими усилиями полагаю, мы сумеем прийти к общему пониманию нужности ИС «Е-Заң көмегі».

Появление в ИС «Е-Заң көмегі» функции Единая система электронного документооборота (ЕСЭДО), даже с определенными недостатками облегчило нашим юристам направление запросов и получение ответов на них, что облегчило значительно их работу. Теперь нашим юристам нет необходимости бегать по организациям и нарочно разносить свои запросы и получать на них ответы.

Единственным сдерживающим фактором для регистрации юристов в ИС «Е-Заң көмегі» является стоимость, которая в нынешней ситуации неподъемная для многих юристов. Полагаю, что разработчик найдет возможность пересмотреть стоимость своих услуг в сторону ее снижения. Думаю, от этого выиграют все.

И если говорить о нашем законе, то он в первую очередь принимался с целью повышения качества предоставляемой юридической помощи получателям услуг.

Создание Республиканской ПЮК сняло бы многие вопросы, связанные с численностью палат, порядком приема членов в палаты, по единообразной форме и содержанию заявлений о приеме в палату, выпискам из реестра юридических консультантов.

Создание Республиканской палаты юридических консультантов позволит иметь структуру с единой политикой в области деятельности практикующих юристов, осуществлять деятельность на основе гласности и прозрачности, позволит правильно выстроить организацию работы, что соответственно повысит эффективность деятельности палат юридических консультантов на местах.